m_a_r_y_l_a (m_a_r_y_l_a) wrote in glupye_mamy,
m_a_r_y_l_a
m_a_r_y_l_a
glupye_mamy

Category:

Домашнее обучение. 1 класс. Часть 3.

Часть 1 http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/500613.html
Часть 2 http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/502083.html
Как мы учились в 1 классе.
Первые полгода мы откровенно ничего не делали. Ну, вот то есть буквально. Андрей умел читать, как большинство современных детей, где-то лет с 5. Уметь читать и читать, понятно, разные вещи. Вот сейчас он читает, ему интересно взять книгу и прочесть. А умел он читать давно, но никогда не читал. Его знания пригождались ему, чтобы узнать задание из журнала или книги, прочитать какую-то надпись.
Ну вот, читать он умел, но техника чтения, этот странный предмет, который надо отдельно сдавать в школе, так вот этой техники чтения не было никакой, потому что вслух он никогда не читал.
Считать он тоже как-то давно умел. Осенью у нас появилась новая няня, которой я рассказала про нашу заочную учебу. И она взялась с Андреем складывать в столбик. Почему? Ну вот так ей захотелось)). И пару дней он осваивал эту науку складывания в столбик трехзначных цифр. Потом у него ум зашел за разум, мозги вскипели, и я сказала, что в 1 классе такого задания нет. И няня перестала с сыном заниматься учебой)). Кажется, они еще учили таблицу умножения какое-то время. Но все очень бессистемно и без какой-то идеи, к чему мы должны в результате придти.
Потом я еще установила на компьютере программу из Кирилла и Мефодия по начальной школе. Там можно делать уроки и в программе ведется дневник правильных и не правильных решений. Ну и такая вполне себе учеба.
И еще он писал. Сначала буквы, потом слова. В прописи с косыми линеечками. И какое-то время с ручкой-тренажером. Очень рекомендую такую завести, если у вас ребенок неаккуратно пишет, Андрюха довольно быстро с этой ручкой освоился. Потом ему надоело писать просто так, я ему сказала, чтобы написал любые предложения. Вот, что он написал http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/376160.html. Я впечатлилась и больше заданий не давала))). Решила, что он у меня и так разумник)))

Зимой мы приехали на Новый год в Минск, и дальше старшие дети провели с бабушками 2 мес. Я думала после Нового года и поехать в школу, но что-то там не сложилось, и в школу мы поехали уже в конце марта. А до этого времени 2,5 мес Андрей жил у бабушки и занимался по учебникам с бабушкой и своим отцом. То есть они просто взяли учебники за 1 кл, частично те, что нам были прописаны в школе, частично другие – и по ним занимались. Проходили параграфы, делали задания. Как-то так, я при этом не присутствовала.
И потом мы поехали первый раз сдаваться за 1 класс.
Там выяснилось, что ничего страшного и заумного от нас не хотят и Андрюха сдал примерно половину года. Учительница рассказала, на чем заострить внимание, чего он не знает или плохо помнит, обсудили учебники, которые надо докупить и освоить, и мы поехали.
Помню, меня впечатлило, что у детей в школе какие-то действия доводят до автоматизма, чтобы, например, ответ на вопрос: «Сколько будет 7+8?» вылетал мгновенно и не надо было считать. И я на какое-то время запарилась тем, что мы мало учимся. Что вот недаром же в школе ученики учатся 6 дней в неделю, да по 4-5 уроков, а мы от силы по часу в день. И много выходных у нас)).
По этому поводу написала пост в свое любимое сообщество по домашнему обучению, и там мне домашние родители внятно рассказали, что домашним детям вполне достаточно час в день. А также был забавный комментарий про то, куда, на самом деле уходит время в начальной школе http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/479150.html 
В Питере я также накупила мини-книжек с заданиями, типа с примерами по конкретным темам и такие же по русскому (например, на правило «жи-ши» или на деление на предлоги), именно с целью оттачивания навыков по темам. Вот по этим заданиям Андрей и занимался последних пару месяцев. Я объясняла, если что непонятно, а также проверяла правильность. То есть это примерно минут 10 на проверку, после того, как он час самостоятельно позанимался. Андрюха еще вытребовал себе выходные дни http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/459138.html и в них уроки не делал.
В какой-то момент, проверяя очередное задание по русскому я поняла, что не знаю ничего про звуки и не сильна в переносах и вспомнила про учительницу русского языка, к которой у нас в Турции ходили знакомые дети. И мы ее пригласили. Она провела с Андреем 2 урока и мы освоили звуки и слоги (а со слогами и переносы). Про это я писала здесь http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/477434.html
Ну и в итоге мы поехали и сдали вторую половину 1 класса.
Если подытожить мой опыт, то вот, что я вынесла и могу рекомендовать.
1. Один час в день на занятия более, чем достаточно в 1 классе (вполне допускаю, что и во втором тоже). Это за вычетом выходных дней и праздников. И конкретно у нас еще много переездов, в переездах мы, конечно, тоже ничем не занимаемся.
2. На школьные рекомендации по учебникам я бы смотрела сквозь пальцы. Ну, то есть, мне кажется, лучше взять те учебники, которые вам ближе (по интернетным рекомендациям, например), к ним в наше время непременно прилагаются рабочие тетради, обязательно надо покупать эти тетради. И по ним заниматься. Учебники по предмету «Окружающий мир» нужны, на мой взгляд, для самоуспокоения родителей. Потому как не сдать этот предмет, наверное, все-таки нельзя. Мы учебники купили. И открыли пару раз))). На следующий год непременно тоже купим)).
3. Ребенок должен заниматься сам))). С тех пор, как он научился читать, дальше он вполне может читать уроки и потом делать задания. Если НЕПОНЯТНО, вот тогда можно объяснить. Из моего опыта, это редко. И если непонятно, и мама затрудняется выдать информацию структурированно, то имеет смысл пригласить учительницу, которая за пару уроков в четверть разъяснит весь четвертной материал. Можно в более вольготном режиме, и приглашать учительницу раз в неделю. Андрюха у меня всех учительниц любит и обожает, когда у него уроки именно с учительницей. То есть это как бонус. И если позволяет время, средства и прочее, то еженедельные занятия с учительницей вполне могут быть. Но при этом важно понимать, что они НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫ, а скорее факультативны. А программу ребенок вполне может освоить сам. На примере 1 класса я это утверждаю авторитетно)))). Хотя допускаю, что во втором пойдет как-то иначе.
4. Ребенок должен много бегать-прыгать-проводить времени на улице. Я лично не сильно лояльна к секциям в детстве, мне думается, что регулярные занятия чем-либо одинаковым, да еще там, где требуется прилагать усилия – не полезны. Значительно более разумным мне представляется, если ребенок будет сам себе выдумывать, чем заниматься и эти занятия будут в основном активные физически. И такие занятия, как вы понимаете, не связаны со школой и учебой. Если ребенок много гуляет и фантазирует, и всегда знает, чем ему самостоятельно заняться, то в какой-то момент у него появляется, как это ни фантастично звучит, интерес к учебе. То есть не к тому, чтобы заниматься по учебнику, это вряд ли, но к тому, например, чтобы книгу почитать, или вот Андрей любит, когда я ему примеры задаю. Едем мы в автобусе, а я спрашиваю: «Сколько будет 15+19?», а он считает и отвечает.  То есть я к чему: дайте ребенку настоящую свободу, и он сам захочет учиться.
Вот такие у меня выводы. Буду рада ответить на вопросы, если есть. И буду, конечно, рада, если кому-то пригодится наш опыт).
Tags: ДО, книга, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments